10 марта Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления были рассмотрены поправки к проекту федерального закона № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации и принятому в первом чтении еще в 2015 году. Первоначально этот законопроект вносил изменения в части 7 и 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми согласие населения на изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, а также на изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения либо изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения будет выражаться не путем прямого голосования, а путем принятия решений представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Непосредственно перед вынесением законопроекта № 768237-6 на второе чтение, к нему были предложены поправки, существенно меняющие как суть самого этого проекта, так основы организации местного самоуправления. Согласно поправкам, рекомендованным к принятию во втором чтении, кардинально меняется правовой статус городских округов, которые предлагается рассматривать в качестве самостоятельного вида муниципального образования, а не особого случая городского поселения, как это сейчас предусмотрено частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ. В этих целях, в частности, вводится новое понятие «городского округа», под которым предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Также законопроектом предполагается, что территория субъекта Российской Федерации должна будет разграничиваться не только между городскими и сельским поселениями, но и между городскими округами.

Важной новеллой законопроекта № 768237-6 является закрепление возможности объединения с городским округом всех поселений, входящих в состав муниципального района, которое осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования также, как и муниципальный район, поселения которого в полном составе объединились с городским округом.

Изменения, предусмотренные проектом закона № 768237-6, также коснутся норм, устанавливающих требования к территории и границе городского округа. Так, законопроектом предусматривается, что территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития городского округа. Границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

С текстом законопроекта можно ознакомиться по этой ссылке