Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак провел заседание Совета по местному самоуправлению при СФ совместно с Комиссией по мониторингу законодательства России в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Участники обсудили вопросы совершенствования контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.

Первый вице-спикер СФ напомнил, что в апреле на заседании Президентского Совета по МСУ глава государства дал ряд поручений, прежде всего, направленных на расширение практики профилактических мер. По словам Андрея Турчака, за последние годы проведена большая работа по ограничению пределов и детализации механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в отношении МСУ. «Сейчас Правительство подготовило проект Концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. Ключевая новация документа в том, что он закрепляет ответственность контролеров не только за качество надзора и безопасность, но также за экономическое развитие и рост муниципальных образований».

Вместе с тем, добавил Андрей Турчак, от муниципалитетов продолжают поступать жалобы на засилье предписаний, запросов, установление сжатых сроков для ответов, непосильную «штрафную» нагрузку на местные бюджеты.

Первый вице-спикер СФ предложил внести ряд изменений. «Надо законодательно прописать весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса, и выстроить постоянное рабочее взаимодействие контрольно-надзорных органов и муниципалитетов». В частности, речь идет о совместной подготовке «дорожных карт» по устранению нарушений без применения принудительных или карательных мер.

Андрей Турчак обратил внимание, что действующие нормы Бюджетного кодекса чётко регламентируют порядок исполнения судебных актов о взыскании средств: исполнительные документы поступают сразу в финансовый орган, который их централизованно исполняет. «Однако зачастую суд напрямую не взыскивает деньги, а обязывает муниципалитет выполнить конкретные действия, например, предоставить жилое помещение, отремонтировать дорогу, обустроить уличное освещение. При этом порядок исполнения таких решений в Бюджетном кодексе не раскрыт. Обязанность финансового органа обеспечить учет и исполнение этих актов не закреплена», — пояснил сенатор, отметив необходимость предусмотреть такие положения.

Он предложил усилить защиту муниципальных должностных лиц от ответственности, если сразу исполнить возложенные полномочия или требования у них не получается по уважительным причинам, а также с учетом непростой кадровой ситуации на местах смягчать подходы к наложению дисциплинарных и материальных мер ответственности по актам реагирования.

http://council.gov.ru/