На заседании  Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 16 марта 2021 года рассмотрено 7 законопроектов, 4 подготовлены к рассмотрению в 1-м чтении, по 3-м дано заключение в качестве соисполнителя.

Поддержаны два проекта федеральных законов, нормы которых направлены на приведение ряда отраслевых федеральных законов в соответствие с положениями Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами которого был введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ:

1) проект федерального закона № 1104113-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения отдельных положений законодательных актов в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципальный округ), внесенный Правительством Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит закрепить полномочия, права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления муниципальных округов, а также право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных округов отдельными государственными полномочиями в указанных сферах;

 2) проект федерального закона № 1102081-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием муниципальных округов», внесенный Правительством Российской Федерации.

Представленным законопроектом предлагается внести изменения в десять отраслевых федеральных законов, закрепив полномочия и права органов местного самоуправления муниципального округа по следующим вопросам: определение границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы; участие на местном уровне реагирования в деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасность дорожного движения; организация призыва граждан на военную службу по мобилизации; регистрация актов гражданского состояния; поддержка кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации); реализация полномочий в сфере теплоснабжения. Кроме того, вводятся ограничения и обязанности в сфере противодействия коррупции для глав муниципальных округов, а именно, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

 

Не поддержан проект федерального закона № 977086-7 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по вопросу совершенствования законодательства в сфере территориального общественного самоуправления), внесенный Законодательным Собранием Ульяновской области.

Данным законопроектом предлагается привести терминологию части 3 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ в соответствие с жилищным и градостроительным законодательством Российской Федерации. Исключаются понятия «многоквартирный жилой дом», «жилой микрорайон», вместо них используются понятия «многоквартирный дом», «жилой дом», «район, «квартал», «микрорайон».

Комитет считает, что предложенные законопроектом изменения заслуживают внимания, однако нуждаются в значительной дополнительной проработке.

Законопроектом не раскрывается значение термина «территория общего пользования, прилегающая к территории проживания граждан» применительно к осуществлению гражданами территориального общественного самоуправления.

Не раскрывается законопроектом и значение терминов «район», «микрорайон», «квартал» (в Градостроительном кодексе они обозначены как элементы планировочной структуры, однако особенности каждого из этих элементов не определены). Чем они отличаются друг от друга и как применять их при осуществлении гражданами территориального общественного самоуправления, не ясно.

Также из текста законопроекта не следует, каким образом будет реализовываться неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.

 

В качестве соисполнителя Комитет рассмотрел законопроекты:

1)  поддержан проект федерального закона № 1101704-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении инициативных платежей и средств самообложения граждан».

Законопроектом предлагается ввести запрет на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате инициативных платежей и средств самообложения граждан, а также при исполнении поручений по возврату сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам, осуществившим их перечисление.

Комитет полагает, что введение законодательного запрета на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при уплате инициативных платежей и средств самообложения граждан в местные бюджеты, а также при исполнении поручений по возврату сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам, осуществившим их перечисление, является обоснованным и целесообразным механизмом для активизации граждан по участию в решении вопросов местного значения и развития гражданского общества;

2) поддержан проект федерального закона № 1114509-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части повышения эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации).

Законопроектом предлагается внести ряд существенных изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1), обусловленных развитием информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения и системы межведомственного электронного взаимодействия, необходимостью снятия межрегиональных барьеров при трудоустройстве, подборе персонала и оказании государственных услуг в сфере занятости, а также  направленных на решение задач комплексной модернизации государственной службы занятости.

В соответствии с нормами законопроекта расширяются полномочия Правительства Российской Федерации в сфере занятости населения, в частности, в установлении порядка и условий признания гражданина безработным, установлении перечня видов информации, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости, в установлении требования к подбору подходящей работы, развития рынка труда в субъектах Российской Федерации.

Особое внимание Комитет обращает на вопрос участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлены собственные полномочия или права в области содействия занятости, в то время как некоторые права устанавливаются Законом № 1032-1.

Нормами законопроекта предлагается предоставить органам местного самоуправления право участвовать в организации и финансировании мероприятий, предусмотренных статьей 7.1-1 Закона № 1032-1, которая определяет  полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. Таким образом, значительно расширяется круг прав (с 4-х до 17-ти) органов местного самоуправление на участие в реализации полномочий органов государственной власти субъектов федерации.

Комитет полагает, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, направленные на четкое закрепление прав органов местного самоуправления в сфере занятости населения. Как полномочия, так и права органов публичной власти разных уровней должны быть четко закреплены в базовых федеральных законах (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон № 131-ФЗ), что особенно важно в условиях недостатка финансовых и материальных ресурсов в региональных и местных бюджетах.

Пдробнее на сайте Комитета http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/25715872/