9 февраля 2021 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором рассмотрено 11 законопроектов – 1 подготовлен к рассмотрению во втором чтении, 5 – в первом чтении, по 5 дано заключение в качестве соисполнителя.

  • С учетом поправок рекомендован к принятию во втором чтении проект федерального закона № 661843-7 «О внесении изменений в статью 2-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения статуса лиц, замещающих должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся государственными должностями субъектов Российской Федерации).

  • Не поддержан проект федерального закона № 592417-7 «О внесении изменений в пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации)».

Законопроектом предлагается уменьшить число муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установив его в размере от 1 до 3 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

Комитет считает, что существующий механизм отбора кандидатов направлен на достижение согласия между муниципалитетами и главами субъектов Российской Федерации и предупреждение конфликтов между региональной и муниципальной властью, стимулирует их взаимодействие. 

  • Не поддержан проект федерального закона № 679381-7 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части совершенствования порядка выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).

Законопроект альтернативный предыдущему и тоже предлагает изменить количество депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, необходимое для поддержки кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установив его максимальное значение не более 5 процентов вместо имеющегося значения от 5 до 10 процентов. 

  • Не поддержан проект федерального закона № 1056286-7 «О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения прав органов местного самоуправления муниципального района).

Законопроект направлен на закрепление права органов местного самоуправления муниципального района по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин.

Комитет отмечает, что полномочия по решению указанных в представленном законопроекте вопросов местного значения (закрепленных за поселениями) могут быть переданы от органов местного самоуправления соответствующих поселений органам местного самоуправления муниципальных районов путем заключения соответствующих соглашений и предлагаемая законопроектом норма является избыточной.

  • Не поддержан проект федерального закона № 1052643-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в части уточнения сведений, представляемых при поступлении на муниципальную службу), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.

Исходя из системного толкования норм антикоррупционного законодательства, а также анализа региональных правовых актов, на текущий момент при поступлении на муниципальную службу сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подают представителю нанимателя только лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, так как только для них установлена такая обязанность.

Таким образом, нормы статей 15 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ следует рассматривать во взаимосвязи. Как следствие, проектируемое законопроектом изменение представляется избыточным.

В качестве соисполнителя рассмотрены следующие законопроекты:

1) Поддержан с замечаниями и предложениями проект федерального закона № 1079336-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения», внесенный Правительством Российской Федерации.

2) Поддержан с замечаниями и предложениями проект федерального закона № 1080003-7 «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры», внесенный Правительством Российской Федерации.

3) Поддержан проект федерального закона № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения», внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предлагается установить, что лица, замещающие государственные должности, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, несоблюдение обязанностей, установленных федеральными законами в части противодействия коррупции, в случае, когда их неисполнение признается следствием обстоятельств, независящих от физического лица.

4) Не поддержан проект федерального закона № 1049318-7 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (в части определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела»).

Данный законопроект наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно, с учетом положений законодательства Российской Федерации, определять организационно-правовую форму специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также даёт определение понятию «специализированные службы по вопросам похоронного дела».

Комитет отмечает, что многие вопросы организации похоронного дела вызывают разночтения на практике и требуют более четкого законодательного урегулирования. По мнению Комитета проводить указанную работу следует комплексно, с учетом как нормотворческой и судебной практики, так и позиции уполномоченных органов государственной власти;

5) Не поддержан проект федерального закона № 1080452-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в целях обеспечения преимущественного права субъектов Российской Федерации на покупку земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте Комитета http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/25304363/