На заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был поддержан с замечаниями проект федерального закона № 970757-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с введением нового вида муниципального образования в систему местного самоуправления), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предлагается внести системные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с введением Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нового вида муниципального образования - муниципального округа.

Комитет отмечает, что в предлагаемых законопроектом изменениях в БК РФ необходимо перечислить виды муниципальных образований, в бюджетах которых могут быть предусмотрены указанные сметы доходов и расходов, установив, что сметы доходов и расходов населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, могут быть предусмотрены в бюджетах поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо муниципального района, в отношении населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, расположенных на межселенных территориях.

http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/

https://www.pnp.ru/social/municipalnym-okrugam-ostavyat-nalogi-na-imushhestvo-i-zemlyu.html

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЭ) в части бюджетных правоотношений.

В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон № 87-ФЗ) в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, с установлением до 1 января 2025 г. переходного периода по реализации положений данного закона. Муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Законом № 131-Ф3), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Со дня вступления в силу Закона № 87-ФЗ до 1 января 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3. Со дня вступления в силу Закона № 87-ФЗ до окончания переходного периода муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми 90050334 в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

Наделение муниципального образования статусом муниципального округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

При этом Законом № 87-ФЗ внесены изменения в статьи 16, 16.1 и 17 Закона № 1Э1-ФЗ в части установления вопросов местного значения муниципального округа, прав органов местного самоуправления муниципального округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, а также полномочий органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения муниципального округа, идентичных городскому округу.

Таким образом, необходима подготовка и внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части включения с 2021 года в бюджетную систему Российской Федерации бюджета муниципального округа, установления перечня бюджетных полномочий, доходных источников муниципального округа и определения подходов к выравниванию его бюджетной обеспеченности по аналогии с бюджетом городского округа в целях создания условий для стабильного финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления муниципального округа полномочий по решению вопросов местного значения и осуществления переданных отдельных государственных полномочий. В этой связи законопроект предусматривает: 1) возможность формирования в качестве составной части бюджетов муниципальных образований, в том числе бюджета муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, а также возможность осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетных полномочий по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории муниципального образования, в том числе муниципального округа - статьи 6, 9, 15 Кодекса (в редакции пунктов 1, 2, 4 статьи 1 законопроекта); 2) изменение системы бюджетного устройства на муниципальном уровне (введение нового вида местного бюджета - бюджета муниципального округа, элементов доходов классификации доходов бюджетов, бюджетной отчетности 90050334 об исполнении бюджета муниципального округа) - статьи 10, 15, 20, 264.3 Кодекса (в редакции пунктов 3,4, 5, 16 статьи 1 законопроекта); 3) установление перечня налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов - статьи 46, 50, 61.1,61.6, 62 Кодекса (в редакции пунктов 6, 7,9,10,11 статьи 1 законопроекта); 4) расширение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных округов - статья 58 Кодекса (пункт 8 статьи 1 законопроекта); 5) установление форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, а также установление подходов к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных округов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов - статьи 138 и 142.2 Кодекса (пункты 12 и 13 статьи 1 законопроекта); 6) установление сроков составления проекта местного бюджета и прогноза социально-экономического развития муниципального образования - статьи 169 и 173 Кодекса (пункты 14 и 15 статьи 1 законопроекта).

Согласно статье 2 законопроекта предлагаемый федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 6 статьи 1 законопроекта, вступающего в силу с 1 января 2021 г., что связано с вступлением в силу с 1 января 2020 г. новой редакции статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации").

Положения Кодекса (в редакции законопроекта) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

Поскольку законопроектом муниципальные округа вводятся в бюджетную систему Российской Федерации с 2021 года, то формирование их неналоговых доходов, в том числе за счет доходов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде, должно также осуществляться с 2021 года. 90050334 При подготовке законопроекта учтены изменения, предусмотренные Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 307-ФЭ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", направленным на уточнение подходов в сфере межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В отношении правового регулирования, предлагаемого законопроектом, не представляется возможным проведение анализа правоприменительной практики в связи с тем, что предлагаемые нормы являются новацией, связанной с введением нового вида муниципального образования - муниципального округа.

Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Законопроект не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, а также не окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация предлагаемых в законопроекте решений не повлечет возникновения социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международны^ договоров Российской Федерации. 90050334