6 декабря 2018 года в Совете Федерации состоялся VI Съезд Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС). Мероприятие приурочено к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации – основного закона, закрепившего право граждан России на осуществление местного самоуправления, и 15-летию Федерального закона 131-ФЗ, а также 25-летию Совета Федерации.

Более трехсот делегатов и участников Съезда, среди которых представители федеральных и региональных органов государственной власти, главы городов, муниципальные депутаты, руководители объединений муниципальных образований, эксперты обсудили наиболее актуальные вопросы развития системы местного самоуправления на современном этапе, обменялись успешным опытом муниципального управления.

В работе Съезда приняли участие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Мутко, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев, Министр Российской Федерации по развитию дальнего Востока Александр Козлов, представители обеих Палат Федерального Собрания. Председатель ВСМС, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко выступил с докладом о работе ВСМС за 2017–2018 год и основных направлениях деятельности организации на предстоящий период.

В преддверии юбилея Конституции РФ профессор Екатерина Шугрина порассуждала о месте местного самоуправления на весах конституционных ценностей, отметив, что термин местное самоуправление является довольно многозначным. Это и основа конституционного строя и форма народовластия и право граждан. Ни один институт власти не обладает такими свойствами. В этом уникальность местного самоуправления.

«Науке и практике известно много примеров того, что при поиске баланса разных конституционных ценностей, явный приоритет отдается какой-то одной ценности за счет другой – фактически происходит ограничение какого-то права для более полной реализации другого права, имеющего в данной конкретной ситуации более важное значение для индивида и общества. Однако в случае с правом на местное самоуправление именно оно приносится всегда в жертву. Например, в городах федерального значения при поиске баланса между такими ценностями как местное самоуправление и единство городского хозяйства, приоритет отдан сохранению единства городского хозяйства; в закрытых административно-территориальных образованиях явный приоритет отдан обеспечению обороноспособности и безопасности государства. Такая ситуация может быть объяснена, например, тем, что, как сказал Конституционный Суд РФ в 2000 году, право на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Иными словами – право на местное самоуправление не является естественным и зависит от воли государства. Следствием этого, в частности, является то, что государство самому себе "запретило обижать" местное самоуправление, установив в статье 133 Конституции РФ запрет на его ограничение.

По мнению эксперта местное самоуправление – точка сборки решений, принимаемых на разных уровнях власти. Именно местный уровень фактически координирует деятельность федеральных структур, например, проекты по безопасным дорогам Минтранса и комфортной городской среде Минстроя. Выполнение майских указов Президента РФ невозможно без муниципального уровня, поскольку качество жизни людей теснейшим образом связано с местом их проживания, т.е. с местным самоуправлением.

      

Более подробно о мероприятии см. на сайте Совета Федерации или ВСМС.