19 сентября 2017 года Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ провел экспертный круглый стол по теме «Особенности правового статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления: мониторинг законодательства и правоприменительной практики» с видеотрансляцией обсуждения во всех субъектах РФ. В работе экспертного круглого стола принимали участие представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ, Минюста России, ОКМО, ученые и практики. On-line трансляцию мероприятия смотрели представители 30 филиалов РАНХиГС, 18 советов муниципальных образований, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Суммарно в круглом столе приняли участие более 900 человек, представляющих 43 субъекта РФ.

Открыл дискуссию и обратился с приветственным словом к участникам круглого стола заместитель директора ВШГУ РАНХиГС Андрей Орлов, отметивший особую актуальность заявленной темы, подтвержденную многочисленными обращениями в Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ (далее – Центр). Модератором обсуждения выступила директор Центра Екатерина Шугрина, обозначившая основные группы вопросов, предлагаемых к обсуждению, к которым отнесла вопросы гарантий выборных должностных лиц и их юридическое оформление, а также определение массива законодательства, регулирующего отношения с участием выборных должностных лиц. Одним из важнейших вопросов был назван – о роли и месте выборных должностных лиц в системе местного самоуправления с учетом последних изменений законодательства. Модератор обратила внимание зрителей, что большинство ответов Центра, в том числе аналитические материалы, размещены на сайте.

Руководитель аппарата комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев в своем выступлении сделал акцент на возросшей роли законодательства субъектов РФ в регулировании статуса выборных должностных лиц, причем отметил, что это регулирование осуществляется и в тех сферах, которые ранее были отнесены к компетенции федерального законодателя, либо которые подлежали регулированию муниципальными правовыми актами. В ходе обсуждения выдвинутых тезисов также были высказано предложение о максимальной точности формулировок закона, не оставляющих места для субъективного усмотрения, в случае, если на основании допущенных нарушений закона выборное должностное лицо лишается своего статуса. По мнению выступающего большую роль на местном уровне должен играть не только глава муниципального образования, но и представительный органов – у депутатов для этого есть различный инструментарий, в том числе контрольные функции, депутатский запрос.О правовых основах статуса выборных лиц говорили несколько выступающих. Анализируя нормы Трудового кодекса, федерального закона о местном самоуправлении главный советник департамента государственно-правового управления Администрации Президента РФ Кирилл Фролов обратил внимание на то, что нормы трудового законодательства не применимы к выборным должностным лицам. Эта позиция была закреплена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 года № 15-П. Отдельно было отмечено, что с главами муниципальных образований не должно заключаться никаких договоров или соглашений – их статус регулируется законодательством. Поэтому важно, чтобы субъекты РФ надлежащим образом регулировали все необходимые вопросы правового статуса выборных лиц, особенно в части их гарантий. Выступающий подчеркнул, что формулировка «в соответствии с законом», содержащаяся в федеральном законе о местном самоуправлении, сужает возможности опережающего регулирования на уровне муниципального нормотворчества, поскольку нормы уставов муниципальных образований, регулирующие особенности статуса выборных должностных лиц, могут быть признаны регистрирующим органом не соответствующими законодательству. 

      

О важности работы депутатского корпуса говорил и зав. кафедрой конституционного и международного права Государственного университета управления Владимир Таболин,  который подчеркнул, что «представительный орган должен обеспечивать контроль».

В продолжение дискуссии о возможностях и пределах регулирования статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований Ольга Гай предложила урегулировать «минимальный набор» вопросов, документов и процедур, касающихся вступления в должность, удаления в отставку, иных случаев оставления должности, а также гарантий полномочий выборных должностных лиц. 

         

Отвечая на вопрос одного из участников дискуссии, референт Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста России Николай Колпаков, обратил внимание на то, что включение в устав муниципального образования норм, отличающихся от уже имеющихся в федеральном и региональном законодательстве, с большой долей вероятности будет встречено отказом в регистрации соответствующего устава. Некоторым участникам дискуссии такой подход показался небесспорным.

     

Об основных направлениях законодательной работы в рамках исполнения Перечня поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года, рассказал Кирилл Фролов, отметив, что обсуждавшиеся в ходе настоящей дискуссии вопросы также должны быть приняты законодателем во внимание.Вопросы привлечения глав муниципальных образований к ответственности осветила в своем сообщении заместитель директора Института муниципального развития Наталья Ялтонская. Ею была проанализирована разнообразнейшая практика привлечения глав муниципальных образований к ответственности за неправильно оформленное премирование, которая в различных субъектах РФ выступает как практика привлечения к уголовной (по разным статьям УК РФ), так и к гражданско-правовой ответственности (за неосновательное обогащение). Более того, в рамках одного субъекта РФ одинаковые обстоятельства приводят к совершенно разным для выборных должностных лиц последствиям, поэтому, по мнению докладчика, представляется необходимым вмешательство федерального законодателя для однозначного разрешения подобных ситуаций, в том числе через более точное регулирование гарантий правового статуса.

Екатерина Шугрина подвела общие итоги, обратила внимание на то, что необходимо дополнительное исследование обсуждавшихся в ходе дискуссии и иных вопросов, в том числе мониторинг региональных законов и правоприменительной практики по вопросам правового статуса выборных лиц, особенно глав муниципальных образований.

Программа круглого стола

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 15-П

Видеозапись круглого стола может быть предоставлена по запросу, который следует направить по адресу mironova-gv@ranepa.ru.