По данным Минэкономразвития муниципальный контроль составляет около 2-3% всей контрольно-надзорной деятельности. По разным причинам разработкой полноценной концепции муниципального контроля никто никогда не занимался. В результате существующая схема муниципального контроля является неэффективной и громоздкой; органам местного самоуправления сложно навести на ее основе реальный порядок на своей территории, а бизнес жалуется, что его «кошмарят». В этом смысле новая книга является первым комплексным исследованием разных позиций теоретиков и практиков; в отдельном разделе содержатся результаты опросов органов местного самоуправления и муниципальных контролёров.

Муниципальный контроль: от реальной практики к идеальной модели /под ред. Е.С. Шугриной, М.П. Ряшина. М., 2019. - 300 с.

Данная книга посвящена теоретическим и практическим проблемам муниципального контроля, собранным в преддверии обсуждения нового проекта федерального закона о контрольно-надзорной деятельности. Цель книги – проинформировать об интересах органов местного самоуправления, донести до тех, кто будет принимать решения в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, основные аспекты муниципального контроля, которые должны быть учтены в пакете законопроектов, направленных на наведение порядка в сфере контрольно-надзорной деятельности.

Полный текст книги

Состав авторского коллектива большой и пестрый, включает ученых и практиков. В числе ученых есть представители всех ведущих юридических вузов, специализирующихся на местном самоуправлении и муниципальном контроле, в том числе: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РАНХиГС при Президенте РФ, Уральский государственный юридический университет, Воронежский государственный университет, Европейский университет в Санкт-Петербурге. Практики представлены представителями органов государственной власти Нижегородской и Калужской областей, а также органов местного самоуправления из Великого Новгорода, Калининграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Рыбинска, Сыктывкара, Ханты-Мансийска, Ярославля.

В книге констатируется, что настоящее время нет четкой определенности что такое муниципальный контроль – вопрос местного значения, полномочие или функция органа власти, это означает и неопределенность с видами муниципального контроля. Отраслевое законодательство и законодательство о местном самоуправлении дают разные ответы. Есть примеры того, что суды, органы прокуратуры фактически понуждают органы местного самоуправления расширять виды муниципального контроля, произвольно относя к ним новые сферы деятельности.

Муниципальный контроль не должен рассматриваться как единственный инструмент наведения порядка на подведомственной территории – в зависимости от фактических обстоятельств органы местного самоуправления должны обладать возможностью выбирать наиболее действенный механизм, в том числе обращение в суд, привлечение к административной ответственности и др. Поэтому создание полноценной конструкции муниципального контроля требует синхронизации законодательства о местном самоуправлении, о контрольно-надзорной деятельности, об административной ответственности.

Презентация книги состоится 23 октября 2019 года в рамках конференции «Реформа государственного управления: новое качество государственного контроля», организатором которой выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.