2 ноября 2018 в Челябинске состоялся «круглый стол» на тему «Вопросы организации и деятельности городских округов с внутригородским делением», организованный Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Выступая с основным докладом, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко отметил, что формирование системы управления развитием городских агломераций, в том числе с учетом действующих положений Федерального закона № 131-ФЗ, может происходить, по меньшей мере, по трем сценариям: 1) на основе развития межмуниципального сотрудничества, 2) формирования городских агломераций как городских округов с внутригородским делением; 3) смешанный вариант, сочетающий в себе как первый, так и второй подходы, при котором городской округ с внутригородским делением выступает «ядром» агломерации, а прилегающие территории с поселениями и населенными пунктами – ее «короной».

Об опыте и перспективах развития городских округов с внутригородским делением доложил директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Корнеев; об актуальных вопросах правового регулирования формирования и развития городских агломераций – исполняющий обязанности директора Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития Российской Федерации Алексей Елин; об опыте развития Челябинской агломерации и взаимодействии Челябинска как городского округа с внутригородским делением и «ядра» агломерации с поселениями агломерации рассказал Председатель Челябинской городской Думы, Президент Союза российских городов Станислав Мошаров.

Профессор Екатерина Шугрина выступила с докладом на тему «Принцип единства городского хозяйства и его влияние на модели управления городами-миллионниками, агломерациями, городскими округами с внутригородским делением». Эксперт обратила внимание коллег, что в настоящее время двухуровневое местное самоуправления есть в сельской местности (муниципальный район – поселение) и в городской (городские округа с внутригородским делением), причем принцип территориальности и инфраструктурной целостности (единства городского хозяйства) проявляется по-разному. В первом случае вопросы территории сосредоточены на нижнем, поселенческом уровне; во втором – на верхнем, городском; аналогично и в отношении инфраструктурной целостности. Распространение модели формирования городских агломераций как городских округов с внутригородским делением требует очень серьезной проработки, особенно для агломераций с несколькими сильными ядрами (например, Самаро-Тольятинская агломерация) – применять принцип территориальности и единства городского хозяйства на верхнем уровне нецелесообразно.

     

Более подробная информация о мероприятии на сайте Государственной Думы.

Видеозапись пленарной части круглого стола