23 марта состоялось заседание «круглого стола» на тему «Организация взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме». Провел заседание первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Заседание «круглого стола» было направлено на изучение проблем законодательного регулирования и правоприменительной практики, возникающей в сфере взаимодействия собственников и пользователей помещения в многоквартирных домах с управляющими организациями.

Центр местного самоуправления в соответствии с запросом, поступившем от Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, подготовил к заседанию «круглого стола» информацию по заявленной теме и предложения по совершенствованию законодательной и правоприменительной практики. Предложения Центра касались возможностей, которыми обладают органы публичной власти и были учтены при подготовке к мероприятию.

В своем выступлении Андрей Шевченко отметил необходимость правильно выстроить систему взаимодействия между жителями и организациями, обеспечивающими управление многоквартирными домами и условия безопасного проживания в них.

Законодательно установлено, что собственники помещений могут определить способ управления своим домом, выбрать формы проведения общего собрания.

В целях цифровизации сферы управления многоквартирными домами действует государственная и региональные информсистемы жилищно-коммунального хозяйства.

Андрей Шевченко отметил, что ярким и положительным примером региональной цифровизации этой сферы может служить опыт города Москвы, в котором сложилась успешная практика работы электронного сервиса «Электронный дом» и информационной системы «Активный гражданин». Действие этих систем предполагает возможность автоматического обмена информацией, размещения результатов рассмотрения поступивших обращений граждан, проведения общего собрания в заочной форме.

Однако, считает сенатор, сегодня можно говорить о недостаточности принятых мер в этой сфере. «Наблюдается рост случаев, когда собственники многоквартирных домов практически не могут реализовать свои права по управлению общим имуществом, защитить свои интересы в части осуществления контроля за деятельностью управляющей организации и, особенно, за расходованием средств, вносимых в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

Одновременно отмечается снижение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, снижение уровня технического обслуживания и текущего ремонта.

Андрей Шевченко проинформировал, что в рамках подготовки к мероприятию был проведен мониторинг региональной практики и выявлен ряд проблем системного характера, требующих внимания. К ним относится, в том числе, непрозрачность финансовой деятельности управляющих организаций.

«Актуальным остаётся вопрос целевого использования денежных средств граждан, поступающих в качестве платы за содержание жилого помещения. Решением этой проблемы могло бы быть наделение жилищных инспекций полномочиями по контролю и надзору за финансово-хозяйственной деятельностью управляющих организаций», — пояснил парламентарий.

Кроме того, по словам Андрея Шевченко, регионы предлагают ввести ряд новаций, таких как открытие специального банковского счета на дом, разработка унифицированной формы отчета управляющей организации и установление требования проводить такой отчет перед собственниками и жилищными инспекциями, разработка методики финансового аудита.

Второй проблемой в этой сфере законодатель назвал отсутствие требований к содержанию годового отчета управляющей организации. Это приводит к неполной и недостаточной информации о проведенных работах и финансовых затратах.

Среди других вопросов, на которые важно обратить внимание, парламентарий указал на ненадлежащую работу управляющих организаций по приёму граждан, рассмотрению их обращений и заявлений, нежелание и незаинтересованность управляющих организаций оказать содействие гражданам в подготовке общих собраний, организации и проведении капитального ремонта. Особенно – в случаях, когда собственники формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, а также отсутствие конструктивного диалога между управляющей организацией и советом многоквартирного дома.

«В этой связи следует, видимо, рассмотреть вопрос о внесении определенных изменений в подзаконные нормативные правовые акты, поскольку именно ими регулируются эти отношения», — подчеркнул Андрей Шевченко.

В ходе заседания его участники обсудили принципы и подходы, необходимые для организации взаимодействия управляющих компаний с гражданами, а также рассмотрели положительный опыт регионов и муниципалитетов.