Европейский суд по правам человека 09 октября 2018 года вновь встал на защиту добросовестных приобретателей, рассмотрев в одном заседании три схожих обращения от 24 июля, 16 октября и 15 ноября 2014 года по вопросам отчуждения земельных участков и отмене регистрации права собственности на них муниципальными властями.

Судом было выявлено, что в 2009 году муниципалитетами были отчуждены спорные земельные участки, и приобретателями было зарегистрировано на них право собственности. После этого участки были перепроданы еще некоторое количество раз, пока не были приобретены заявителями.

В 2013 году судами РФ было установлено, что к первичному отчуждению земельных участков привели мошеннические действия, в результате чего муниципалитетами были предприняты меры по изъятию у собственников спорных земельных участков.

В судебном заседании сторона государства придерживалась позиции, что за добросовестными приобретателями сохраняется право подачи иска к продавцам в регрессном порядке о компенсации причиненных убытков, поэтому их права фактическим изъятием собственности не ущемлены.

Однако Европейский суд по правам человека с подобным доводом не согласился, в своем решении указав, что такое действие по возмещению убытков не может считаться достаточным для соблюдения правила исчерпания внутренних средств правовой защиты по смыслу статьи 35 § 1 Конвенции.

ЕСПЧ подчеркнул, что проверка законности оснований регистрации права собственности является обязанностью государства и его органов. Государством право собственности было успешно зарегистрировано. В судебном заседании представителями государства не были доказаны причины, по которым существующие основания проверки законности такой регистрации оказались недостаточны. Также добросовестным приобретателям не была предложена компенсация убытков со стороны органов публичной власти вследствие проведения реституции в пользу муниципалитетов.

На основании изложенных доводов Европейский суд по правам человека принял сторону собственников земельных участков – добросовестных приобретателей, в своем решении указав, что имущественные последствия недобросовестного отчуждения несет государство, а не гражданин. Подобное изъятие земельных участков было признано незаконным, заявителям присуждены компенсации.

 

С решением ЕСПЧ можно ознакомиться на сайте суда (на английском языке).