На рассмотрении Государственной Думы РФ находится внесенный Правительством РФ проект Федерального закона № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения» (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/508673-7).

В пояснительной записке указывается, что законопроект направлен, главным образом, на обеспечение бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, снижение количества технологических нарушений в работе жилищно-коммунального хозяйства, с целью чего предусматривается возможность введения публичного управления и назначения публичного управляющего в целях ликвидации или устранения угрозы чрезвычайных ситуаций. Однако положения документа имеют межотраслевой характер, глобально и качественно влияют на развитие российских муниципалитетов, поскольку в рамках законопроекта предполагается полная ликвидация муниципальных предприятий и запрет на создание новых МУП, а также установление публичного управления.

По итогам состоявшихся 26 сентября 2018 г. в Общественной палате РФ «нулевых чтений» была выработана согласованная позиция Общественной палаты РФ, экспертного и муниципального сообщества о невозможности принятия данного законопроекта в первом чтении и необходимости существенной доработки законопроекта, поскольку в настоящем виде в нем совершенно не учитывается местный уровень власти. Предполагаемые законопроектом полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не соотнесены с полномочиями органов местного самоуправления по организации теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе по принятию мер по организации обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения ресурсоснабжающей организацией своих обязательств либо отказа указанной организации от исполнения своих обязательств. Кроме того, прописанные в законопроекте механизмы не позволят достичь желаемых целей, но могут спровоцировать рейдерские захваты муниципальных унитарных предприятий коммунального сектора.

Рабочие тезисы к законопроекту, послужившие основой обсуждения в Общественной палате РФ, были подготовлены с учетом предложений Центра местного самоуправления РАНХиГС при Президенте РФ.

С заключением на законопроект № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения», можно ознакомиться на сайте Центра в разделе «Консультации и заключения» http://131fz.ranepa.ru/page/205

В сентябре 2018 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ поступил проект Федерального закона № 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)", также инициированный Правительством РФ (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/554026-7).

Согласно законопроекту, осуществлять свою деятельность унитарные предприятия смогут только в случаях, когда:

создание унитарного предприятия прямо предусмотрено Федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;

учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;

деятельность осуществляется в сфере естественных монополий.

ФАС России предлагается наделить полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменения им вида деятельности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления законопроекта в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года, а в случае непринятия или неисполнения такого решения - по иску антимонопольного органа в судебном порядке.

Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступление которых в силу запланировано на иные сроки.