В Общественной палате РФ 26 сентября 2018 г. прошли «нулевых чтениях» и обсуждение проекта Федерального закона № 508673-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения”. Рабочие тезисы к законопроекту, послужившие основой обсуждения, были подготовлены с учетом предложений Центра местного самоуправления.

В «нулевых чтениях» принимали участие председатель Комиссии Общественной палаты по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева, помощник Министра строительства и ЖКХ РФ Елена Солнцева, начальник отдела нормативных актов Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Татьяна Бутко, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев, сотрудники Центра местного самоуправления РАНХиГС Екатерина Шугрина и Ирина Кабанова, глава администрации г. Суздаль Сергей Сахаров, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, директор по правовому обеспечению, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Марина Гассий, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сердюк, другие эксперты.

Открывая дискуссию, Андрей Максимов подчеркнул, что положения документа имеют межотраслевой характер, глобально и качественно влияют на развитие российских муниципалитетов, поскольку в рамках законопроекта предполагается полная ликвидация муниципальных предприятий и запрет на создание новых организаций, а также установление публичного управления. Светлана Разворотнева рассказала, что в процессе региональных совещаний и обсуждения проблемы на местах услышали много критических замечаний относительного этого законопроекта.

Елена Солнцева напомнила, что запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий является реакцией на программные документы Президента и Правительства, принятые в целях развития конкуренции, а основной целью законопроекта является обеспечение управления коммунальными предприятиями частной формой собственности в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций либо предпосылок к ней, если собственник, владеющий объектами тепло-, водоснабжения и водоотведением, своими действиями или бездействиями создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Татьяна Бутко сообщила, что запрет на создание новых ГУПов и МУПов позволит к 2019 и 2020 годам достичь показателей, установленных в рамках мероприятий о разгосударствлении коммунальной сферы. Она добавила, что ФАС знает о тех проблемах, которые на сегодняшний день существуют с концессионными соглашениями, и работает над тем, чтобы усовершенствовать механизм передачи прав пользования объектов коммунальной сферы в частные руки.

Игорь Бабичев подчеркнул, что законопроект запускает серьезную организационную реформу коммунального хозяйства, которая должна произойти в крайне сжатые сроки – в течение 18 месяцев. Предлагаемые в законопроекте меры не решат проблему задолженностей предприятий тепло- и водоснабжения перед поставщиками электроэнергии (более 1,5 трлн руб. по данным Минстроя России). Долги, возникшие не за один день и отнюдь не только из-за выбора организационно-правовой формы унитарных предприятий, будут возложены на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ. А вот дополнительные проблемы, в частности, угрозу рейдерских захватов предприятий коммунальной сферы, законопроект может спровоцировать. Кроме того, в ходе экспертизы законопроекта Комитетом было отмечено устранение местной власти от процесса «перехвата управления» в случае чрезвычайной ситуации.

Ирина Кабанова отметила, что само наличие инструмента публичного управления в рассматриваемом законопроекте доказывает признание необходимости сохранения контроля за имуществом, имеющим социальную значимость и особое назначение – оказание государственных и муниципальных услуг. Организационно-правовая форма унитарных предприятий позволяет обеспечить этот контроль, в том числе, и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Нахождение объектов коммунальной инфраструктуры в публичной собственности выступает гарантией того, что вне зависимости от воли субъекта экономической деятельности, эксплуатирующего данные объекты, население муниципального образования не лишится возможности получения этих услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Тогда как при отказе от муниципальных унитарных предприятий встанет вопрос о сохранении коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности и способности органов местного самоуправления исполнять полномочия по оказанию коммунальных услуг населению, с которой они могут не справиться в связи с отсутствием материальных ресурсов и вынуждены будут претерпевать различные отрицательные последствия неисполнения своих полномочий, включая возмещение вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.

В ходе дискуссии многие участники выразили серьезную обеспокоенность качеством работы системы ЖКХ в результате вносимых изменений. Возникли споры относительно цели, которая стоит на первом месте в данном законопроекте: обеспечение бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения или развитие конкуренции на рынке ЖКХ в результате ликвидации МУПов и ГУПов? Были высказаны обоснованные сомнения о положительном влиянии на конкуренцию произвольного устранения с рынка унитарных предприятий.

Подводя итоги, Светлана Разворотнева отметила, что прописанные в законопроекте механизмы не позволят достичь желаемых целей, содержат серьезные риски, связанные с рейдерскими захватами и не содержат необходимого блока вопросов, связанного с органами местного самоуправления и возможностью ими принимать решения. Андрей Максимов подчеркнул, что Общественная палата против принятия данного законопроекта в первом чтении и приложит силы для того, чтобы при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе РФ были учтены те аспекты, которые вызывают особую обеспокоенность экспертов, муниципального и профессионального сообщества.

Более подробная информация о мероприятии представлена на сайте Общественной палаты РФ.

Паспорт законопроекта № 508673-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения”.

Заключение Центра местного самоуправления на проект Федерального закона № 508673-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения”