В Конституционный Суд РФ обратилось муниципальное образование, являющееся областным административным центром. Заявитель оспаривал конституционность пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Поводом для судебных разбирательств в судах общей юрисдикции и в Конституционном Суде РФ явилась ситуация, при которой субъект РФ в течение трех лет не в полной мере предоставил Заявителю субсидии на осуществление отдельных функций административного центра (столицы). При этом суды общей юрисдикции толковали п.3 ст. 242 БК РФ следующим образом: бюджетное законодательство позволяет возлагать на субъект РФ расходные обязательства лишь в пределах определенного финансового года, то есть взыскать в судебном порядке невыплаченные средства после истечения данного финансового года муниципальному образованию невозможно. В том числе, даже если муниципальное образование, имеющее все основания ожидать получения соответствующих денежных средств, понесло подтвержденные в судебном порядке расходы по обязательствам перед третьими лицами в связи с реализацией указанных публичных функций.

Конституционный Суд РФ занял другую позицию. Выполнение муниципальными образованиями функций административных центров (столиц) субъектов РФ усложняет для них решение вопросов местного значения, что влечет необходимость оказания им финансовой поддержки субъектом РФ. Что касается самого закона субъекта о бюджете на конкретный финансовый год, то такой закон, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств.

Сокращение софинансирования осуществления органами местного самоуправления функций административного центра (столицы) субъекта РФ может повлечь неблагоприятные последствия для исполнения ими принятых на себя как стороной в соответствующих контрактах обязательств и определенным образом осложнить сбалансированное решение иных вопросов местного значения. Следовательно, законодатель субъекта РФ, снижая объем выделенных муниципальному образованию бюджетных средств, должен иметь для этого финансово-экономическое обоснование.

Таким образом, завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом РФ расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур.

При этом пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ признан Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ, однако выявленный в постановлении конституционно-правовой смысл данной нормы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

С полным текстом постановления Конституционного Суда РФ №33-П от 18.07.2018 г. Вы можете ознакомиться по ссылке http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision343519.pdf