Пленум Верховного Суда России принял Постановление от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", в котором содержатся разъяснения вопросов применения законодательства о публичных мероприятиях (собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетах), в частности, вопросы рассмотрения споров о согласовании проведения публичных акций, привлечения к административной и уголовной ответственности как за воспрепятствование проведения публичных акций, так и за нарушения их организаторами и участниками.

Верховный Суд подчеркнул, что для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц, законодательством о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления (далее – органы публичной власти) принять разумные и необходимые меры, отвечающие достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.

При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели, поэтому судам рекомендуется в каждом конкретном случае исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

Верховный Суд РФ напомнил, что органы власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, не имеющим на это права (например, судимым), либо если проведение митингов в заявленном месте вообще запрещено (например, рядом с судами или местами лишения свободы).

Судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта РФ с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний. С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу законодательства о публичных мероприятиях к публичному мероприятию (митингам, демонстрациям, шествиям), само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте. Однако время и место проведения митинга могут изменить, если официальная информация о проведении культурно-массового мероприятия на этой же площадке была опубликована раньше, чем подано заявление на митинг. При этом дополнительным условием служит невозможность обеспечить безопасность сразу двум мероприятиям на одной площадке.

Неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия для других граждан, и предположения о возможности возникновения таких неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Например, если речь идет лишь о временном изменении маршрутов движения транспорта или помехах для пешеходов, если это не влияет на безопасность дорожного движения. К уважительным причинам, пояснил Верховный Суд, могут быть отнесены сохранение бесперебойной работы жизненно важных объектов инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей), общественный порядок и безопасность граждан (в том числе угрозы обрушения зданий, давка), помехи доступа граждан к жилью, угрозы ДТП, если даже дополнительные меры не могут это устранить.

Полный текст Постановления доступен на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации по ссылке http://www.vsrf.ru/documents/own/26969/