22 августа 2017 года прошел очередной научно-методический семинар Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления. Заседание было посвящено обсуждению деятельности органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата муниципального образования, необходимости и возможности ее осуществления именно на муниципальном уровне (с учетом гармонизации с работой органов государственной власти по повышению инвестиционной привлекательности регионов), способов улучшения инвестиционного климата муниципального образования, а также возможности участия населения в формировании и реализации инвестиционной политики муниципального образования.

Ведущий научный сотрудник Центра Ирина Кабанова открыла дискуссию тезисом о том, что задача повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований поставлена перед органами местного самоуправления на уровне государственных программ по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, однако непосредственно не сформулирована в качестве вопроса местного значения в законодательстве, что порождает неясность при определении степени самостоятельности органов местного самоуправления в формировании и реализации инвестиционной политики.

В условиях отсутствия единого комплекса мер по экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований органы местного самоуправления используют различные инструменты, среди которых наибольшей результативностью и универсальной применимостью обладают:

- разработка инвестиционного паспорта муниципального образования, отражающего его конкурентные преимущества и доведение его до сведения всех заинтересованных лиц посредством, в том числе, специализированного инвест-портала муниципального образования;

- поддержка инвесторов с помощью инструментов налоговой политики;

- создание «проектных офисов» для обеспечения взаимодействия с инвесторами, органами государственной власти и населением, и реализации инвестиционных проектов;

- ускорение процессов доступа инвесторов к инженерной и иной инфраструктуре и (или) создание технопарков, агропарков и т.п.;

- формализация способов формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальных программах по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятного инвестиционного климата и иных стратегических документах в сфере инвестиционной деятельности.

Указанные способы улучшения инвестиционного климата являются достаточно распространенными и эффективными, что, однако, не исключает и иных практик.

Заместитель директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС Андрей Орлов отметил, что деятельность органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата важна, прежде всего, в контексте настройки механизмов взаимодействия с потенциальными инвесторами, а также с местным населением, и сообщил о различных практических примерах реализации такого взаимодействия. Во всех перечисленных случаях важнейшим средством повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований служило составление «реестра муниципальной экономики» - перечня сформированных объектов (земельных участков, иных объектов недвижимости и т.п.), находящихся в муниципальной собственности, и представляющих интерес для инвесторов. Улучшение инвестиционного климата муниципального образования влияет на оценку эффективности органов местного самоуправления, важным последствием которой выступает получение дополнительного финансирования из средств федерального и регионального бюджета в рамках межбюджетных отношений и грантовой поддержки эффективных муниципальных образований.

В ходе дискуссии о действенности существующих законодательных механизмов обеспечения интересов местного населения при реализации инвестиционных программ на территории муниципальных образований, их влиянии на изменение инвестиционного климата и возможности защиты интересов населения без использования форм прямого волеизъявления директор Центра Екатерина Шугрина отметила, что реализация привлеченных на территорию муниципального образования инвестиционных проектов не должна приводить к ухудшению качества жизни населения, поскольку обеспечение благоприятного инвестиционного климата важно не само по себе, а лишь тогда, когда оно приводит к повышению качества жизни населения и устойчивому социально-экономическому развитию территории. При поиске баланса между инвестиционным и социально-экономическим развитием территории важно учитывать влияние инвесторов на формирование соответствующей инфраструктуры и «качества» территории.

Ведущим научным сотрудником Центра Романом Петуховым был высказан ряд замечаний, касающийся важности определения самого понятия «инвестиционная привлекательность», и проведен сравнительно-правовой анализ условий работы органов местного самоуправления в РФ и ФРГ по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Материалы по итогам состоявшейся дискуссии будут опубликованы в одном из журналов-партнеров Центра, частично войдут в Доклад о состоянии местного самоуправления за 2017 год.