В ОП РФ предложили доработать пакет законопроектов, посвященных механизмам формирования межмуниципального сотрудничества

15 октября на площадке Общественной палаты РФ состоялась общественная экспертиза проекта Федерального закона «О городских агломерациях» и направленных на реализацию проектируемых в нем положений проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» и «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества».

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов напомнил, что уже более 10 лет обсуждается необходимость регламентировать правовые основы развития городских агломераций в России и столько же лет встает вопрос о необходимости правового регулирования межмуниципального сотрудничества.

«Сегодня существующие нормы имеют только общий характер, они не дают приводных ремней. До сих пор продолжается дискуссия о том, как конкретизировать существующие положения. Предлагаются различные варианты закона о городских агломерациях, но реально работающего пока нет. Мы изучили рассматриваемый законопроект и получили массу замечаний от общественных палат регионов, — отметил Андрей Максимов, говоря про все три документа. — Концептуальные вопросы: чем вызвана необходимость именно такого законодательного регулирования? Какова отраслевая принадлежность документа? В представленных документах городская агломерация рассматривается как административная единица, а не как экономическое, географическое и естественное явление, которое возникает в процессе расселения, как принято обозначать в научном и экспертном сообществе. Просим также это пояснить. Кроме того, пакетом законопроектов предусматриваются серьезные изменения в части создания комиссий и координационных советов, которые будут заниматься административной работой создаваемых городских агломераций. Для чего создается такой массивный организационный механизм? Чем обоснована такая нагрузка? И какие механизмы государственной поддержки планируется предусмотреть на федеральном уровне?».

Общественник также обратил внимание на такой важный аспект, освещенный в законопроекте, как механизм гражданско-правового регулирования, в частности создание межмуниципальных компаний и НКО. «Нам непонятно, как будут урегулированы права собственности? Как будут управляться эти межмуниципальные некоммерческие организации?» — попросил Максимов разъяснений у авторов законопроекта.

Заместитель директора департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ Андрей Никифоров в своем выступлении отметил, что первоначальная задача законопроекта — ввести и закрепить в правовом поле понятие «городская агломерация», так как, по его словам, сегодня существует около 80 определений термина по различным критериям, но нет единого.

«Именно этому посвящен первый раздел законопроекта, там под городской агломерацией понимается территория городского округа с внутригородским делением либо города федерального значения с устойчивыми социально-экономическими и хозяйственными связями. Таким образом, выделяется ядро — центр агломерации и определяются прилегающие к нему территории, которые связаны социально-экономическими связями.

Мы изучили мировой опыт, на основе которого разработали критерии формирования городских агломераций по плотности территории, транспортной доступности до ядра в течение одного рабочего дня и т. д.», — рассказал Андрей Никифоров.

Представитель министерства отметил, что при реализации Стратегии пространственного развития были обнаружены проблемы в межмуниципальном взаимодействии, поэтому документом было предусмотрено дальнейшее регулирование городских агломераций. Утверждение предлагаемых законопроектом положений будет способствовать эффективному решению общих задач по развитию территорий, считает Никифоров. При создании межмуниципальных организаций важно не поглощение муниципального уровня в агломерации, а подписание соответствующих соглашений для эффективного сотрудничества, подчеркнул эксперт.

Референт отдела регулирования деятельности по планированию территориального развития департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Алексей Дьяконов осветил детали законопроекта, которые вызвали споры у экспертного сообщества:

«На основе комментариев регионов мы добавили возможность формирования межмуниципальных корпоративных организаций как коммерческих организаций, так и НКО. Важно уйти от необходимости приватизация и ограничений уставной деятельности для сохранения контроля самими муниципалитетами. Муниципалитеты, входящие в городские агломерации, подписывают соглашения о создании межмуниципальной корпоративной организации, формируют уставной капитал и далее выбирают коллегиальный и исполнительный органы власти. Право собственности сохраняется за муниципалитетами и не переходит в собственность этой корпоративной организации. Технические моменты будут решатся подзаконными актами. Первостепенная задача — создание базовых условий для межмуниципальных корпоративных связей».

Председатель Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко уверен, что при создании такого законопроекта важно включить раздел с терминологией и расшифровкой понятий: «Необходимый понятийный аппарат и типологизация, которые можно взять из Стратегии пространственного развития. Без этого законопроект не будет эффективен».

«Кроме того, нельзя унифицировать корпоративные межмуниципальные организации в зависимости от численности. Описанный способ формирования ядра агломерации ставит на задворки города федерального значения. А они нуждаются в особом подходе. Положения законопроекта должны быть взаимоувязаны с документами стратегического планирования, цивилистика не меняется. Считаю, что существующие организационно-правовые формы не дают возможности сформировать эффективно работающие межмуниципальные организации. Муниципалитеты будут вкладываться по-разному и, как следствие, будут претендовать на разную отдачу. Таким образом, ядро агломерации будет более привлекательно для граждан и не позволит периферии развиваться».

Руководитель аппарата Комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев обратил внимание, что в документе не отражено формирование городских агломераций в городах федерального значения. Он предложил прописать этот момент отдельным параграфом.

«Думаю, надо предложить несколько форм сотрудничества, отдельно для крупнейших, крупных городских агломераций и отдельно для городов федерального значения. Считаю, что это будет способствовать децентрализации. Убежден, что публичная правовая деятельность не должна быть коммерческой, в ней могут быть прописаны условия хозяйствования. Надо более четко описать имущественные права муниципалитетов участников городской агломерации: либо общая долевая собственность, либо совместная долевая собственность. Также стоит предусмотреть дополнительные изменения в Градостроительный кодекс РФ».

В заключение Андрей Максимов сказал, что формирование городских агломераций — прорывное решение и сама идея урегулирования данного института на государственном уровне поддерживается Общественной палатой России.

«Мы считаем, что пакет законопроектов требует доработки и не готов к чтению в Госдуме. Следует четко определить социально экономическое обоснование изложенных норм и убедить не только Правительство РФ, Госдуму и Совфед, но и граждан. Понятие агломерации должно быть в федеральном законе, а вот критерии и методики определения могут быть нечеткими. Меры господдержки должны быть четко обоснования и определены», — заключил общественник.

https://www.oprf.ru/