В соответствии с Указом Президента РФ на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликован текст Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками, принятыми в результате общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Основной закон страны.

Впервые в систему публичной власти новой России включён муниципальный уровень управления. Изменения коснулись ст.131, 132, 133. 

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в  муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются  с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно  в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

1.1. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий,  в порядке, установленном федеральным законом.

3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,  вводят  местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения,  а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться  федеральным  законом,  законом субъекта Российской Федерации  отдельными государственными полномочиями  при условии передачи  необходимых для осуществления  таких полномочий  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также  запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

http://duma.gov.ru/news/48953/

 

Во время встречи 3 июля с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, Президент России подчеркнул:

Что касается муниципального уровня власти, Вы знаете, я об этом многократно говорил, считаю, что это чрезвычайно важная вещь, которая теперь зафиксирована в Конституции, а именно, что муниципалитеты включаются в единую систему публичной власти в стране, что она у нас перестаёт быть разорванной. Но от принятия этой нормы в Конституции до реализации на практике всех положительных моментов, связанных с этой нормой, мы, конечно, должны как следует поработать.

 

А.Калинин (член рабочей группы). Впервые в систему публичной власти новой России включён муниципальный уровень управления. Это самый близкий к человеку уровень управления. И конечно, Владимир Владимирович, мы очень надеемся, что будут приняты не только законы (о местном самоуправлении будет изменён в первую очередь), что уставы будут изменены в регионах Российской Федерации, где-то конституции в республиках. Очень бы хотелось, чтобы люди увидели реальные качественные изменения уровня муниципального управления в ближайшее время, чтобы была искоренена волокита, может быть, где-то непрофессионализм, сами муниципалитеты стали именно сервисными учреждениями, которые ближе всего к народу находятся.

http://www.kremlin.ru/

 

Центр местного самоуправления неоднократно участвовал в обсуждении предлагаемых поправок в Основной закон страны в части совершенствования местного самоуправления.

В феврале Кафедра конституционного и муниципального права Юридического института Российского университета дружбы народов провела «круглый» стол «Местное самоуправление в единой системе публичной власти: вектор и последствия конституционно реформы».

Ксения Иванова, директор Центра, выступила на Круглом столе с докладом, посвященном проблематике создания единой системы публичной власти с помощью механизма национальных проектов. В докладе было отмечено, что изменения, вносимые в Конституцию РФ, открывают «окно возможностей». Теперь развитие местного самоуправления может пойти двумя путями. Оптимистичный сценарий может быть реализован при условии четкого разграничения компетенции и ответственности, в том числе в рамках реализации национальных проектов, а также распределения финансирования на условиях субсидиарности. При пессимистичном сценарии органы местного самоуправления окажутся в ситуации неопределенной компетенции, что позволит органам государственной власти передавать им полномочия без достаточного финансирования. Поэтому сейчас необходимо органам местного самоуправления активно подключаться к обсуждениям, и вовлекать в них активных жителей. Также, Ксения Иванова подчеркнула, что поправки в Конституцию РФ, касающиеся местного самоуправления, нуждаются в серьезной проработке, с тем, чтобы сохранить самостоятельность органов местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ.

http://131fz.ranepa.ru/post/1381

 

Тему поправок в Конституцию обсудили теоретики и практики местного самоуправления – депутаты Московской городской Думы, муниципальные депутаты Москвы, профессиональные юристы, общественные деятели и инициативные жители Москвы на круглом столе в Московской городской. Обсуждение провели по инициативе фракции политической партии «Справедливая Россия» в МГД и НКО «Московский центр городского развития». В Законе РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» содержится два пункта, касающихся организации местного самоуправления в стране. В статью 132 Конституции РФ вносится дополнительный пункт, объединяющий системы государственной власти и местного самоуправления в единую систему публичной власти, а в статью 133 вносится уточнение и расширение дополнительных гарантий финансового обеспечения местного самоуправления. Какие изменения в деятельности местного самоуправления возможны попытались разобраться участники круглого стола. Ксения Иванова, директора Центра, выступила на Круглом столе в качестве эксперта. Ее доклад был посвящен проблематике создания единой системы публичной власти с помощью механизма национальных проектов. В докладе особенно отмечена необходимость более широкого включения муниципального уровня власти в реализацию национальных проектов, которое на сегодняшний день отсутствует, так как не определена компетенция местных властей и круг вопросов совместного ведения, включая принципы финансирования таких проектов. При этом, она подчеркнула, что сами поправки не носят революционного характера, поскольку в 1995-96 годах Конституционному суду РФ пришлось рассматривать вопрос о силе решений органов местного самоуправления. И тогда было сказано, что местные органы самоуправления входят в «единую систему публичной власти». С такой позиции сейчас рассматривается система органов публичной власти. Однако, поскольку подобный подход предлагается включить в Конституцию, надо понимать, что в случае его принятия, он повлечет изменения и в отраслевом законодательстве. Так, возможно возникновение вопросов совместной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. В таком случае важно акцентировать внимание на интересах органов местного самоуправления. В частности, подобная совместная компетенция должна быть четко ограничена, а также должна быть внедрена система эффективного финансирования.

http://131fz.ranepa.ru/post/1376

 

В декабре 2019 г. в рамках общегородских мероприятий, приуроченных к Международному дню прав человека и Дню Конституции России в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина прошла Третья конференция «Конституция России вчера, сегодня, завтра» (Ельцин – форум). Организаторы - Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге при поддержке фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» и Президентской библиотеки. Инициатором проведения форума выступил декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев. Модератор третьего пленарного заседания «Местное самоуправление на политическом горизонте России» - профессор института управления и регионального развития Эмиль Маркварт. Пленарные заседания прошли в формате обсуждений актуальных проблем, в том числе цифровизации управления, территориального развития местного самоуправления, защиты прав человека. Директор Центра Ксения Иванова в процессе обсуждения поставила вопрос о готовности населения и органов местного самоуправления к самостоятельному решению задач, а также подчеркнула необходимость учитывать интересы местного самоуправления при решении публичных задач.

http://131fz.ranepa.ru/post/1336

 

Что поправки в Конституцию меняют в судьбе местного самоуправления

Старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Р.В. Петухов, эксперт Центра местного самоуправления, о скрытых угрозах правоприменения

… дальнейшая судьба МСУ будет зависеть не столько от того, какие изменения в конце концов будут внесены в Конституцию, а от того, как они потом будут применяться и интерпретироваться.

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/01/24/821369-popravki-v-konstitutsiyu