Информационно-аналитический обзор о развитии ГЧП в России является первой комплексной публикацией официальных статистических данных о состоянии сферы ГЧП в России, собранных и обработанных Минэкономразвития.

По состоянию на начало 2020 года в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих, либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн. рублей, из которых 1,2 трлн. рублей (или более 70 %) составляют внебюджетные инвестиции.

При этом инвестиционные обязательства по таким концессионным соглашениям составляют только 1,6 % от ВВП России за 2019 год. Для сравнения, в Великобритании этот уровень составляет не менее 6,6 % от ВВП, в Австралии и Новой Зеландии – 6,9 % от ВВП, в Канаде – 8,1 % от ВВП. Это свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в инфраструктуру посредством концессий.

Так, концессионные соглашения используются для привлечения инвестиций в инфраструктуру в 81 из 85 субъектах РФ. В 10 регионах заключено уже более 100 концессионных соглашений.

Наибольший объем инвестиций (42 %) предусмотрен в рамках концессионных соглашений, заключенных на федеральном уровне, из которых на транспортную инфраструктуру приходится 96 %. В то же время наибольшее количество концессионных соглашений заключено на муниципальном уровне (94 %), из которых на ЖКХ приходится 93 %.

Кроме того, крупные концессионные соглашения являются немногочисленными: заключено всего 32 таких соглашения с объемом инвестиций от 10 млрд. рублей и 93 соглашения с объемом инвестиций от 1 до 10 млрд. рублей. Одна треть концессионных соглашений в настоящее время находится на начальной стадии реализации (проектировании или строительстве), при этом на указанные соглашения приходится 61 % от совокупных инвестиционных обязательств по всем концессионным соглашениям.

Средний срок концессионного соглашения по всем сферам составляет 12 лет, в транспортной сфере – 21 год, в социальной сфере – 22 года.

В дальнейшем Минэкономразвития России планирует на регулярной основе публиковать актуальные данные о развитии рынка ГЧП в России.

Рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП за 2019 год был подготовлен на основании переходной методики расчета показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» за 2019 год, утвержденной Министерством в ноябре прошлого года.

Переходная методика предполагает точечные изменения по сравнению с ранее действовавшими подходами, направленные на повышение прозрачности процедуры расчета рейтинга. Одним из нововведений переходной методики стало привлечение пула независимых экспертных организаций к оценке показателей развития институциональной среды и нормативно-правового обеспечения сферы ГЧП в регионах. При этом опыт субъектов РФ по реализации проектов ГЧП определялся министерством на основе информации, содержащейся исключительно в ГАС «Управление».

Рейтинг был сформирован по 85 субъектам России. Первое место в рейтинге заняла Самарская область с результатом 98,7 баллов (из 100). Второе место в рейтинге было занято г. Москвой, получившей 98,6 баллов, а третье место – Московской областью, набравшей 98,0 баллов.

При расчете рейтинга за период, начиная с 2020 года, будет применяться новая методика, утвержденная Минэкономразвития в декабре прошлого года.