Летом 2019 года для обобщения и анализа существующих муниципальных практик реализации муниципального контроля был проведен экспресс-опрос муниципальных образований. Существенную работу по распространению и сбору заполненных матриц провел Союз российских городов, в том числе представители контрольных органов крупных городов. Первичным обобщением полученных данных и сведением всех анкет в единую таблицу занималась аналитик Центра местного самоуправления Галина Миронова; последующую работу с полученными данными осуществляла профессор Екатерина Шугрина.

Анализ полученных результатов показывает, что по мнению муниципальных контролеров, применение административного законодательства практически во всех сферах позволяет максимально оперативно навести порядок на подведомственной территории – этот инструмент реагирования занимает явно лидирующие позиции. В реальной жизни для наведения порядка на территории муниципального образования используется различный набор инструментов, который разбросан по разным законам:

  • законодательство об административных правонарушений; в случае наличия административного нарушения ставится вопрос о применении мер административной ответственности;
  • Федеральный закон № 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; при подготовке ответа может потребоваться проведение проверки обстоятельств, изложенных в жалобе; обращение является поводом для последующего возбуждения дела об административном правонарушении или внеплановой проверки;
  • Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; в случае выявления нарушения составляется акт или иной документ, выдается предписание об устранении нарушения;
  • гражданское законодательство, позволяющее, например, в случае наличия ущерба сразу обращаться в суд и ставить вопрос об ответственности, о возмещении ущерба.

Органы муниципального контроля обращают внимание на важность то, что выбор конкретного инструмента наведения порядка должен осуществляться самими органами местного самоуправления, исходя из фактических обстоятельств.

Полученные результаты были использованы Екатериной Шугриной и экспертом Минэкономразвития Алексеем Пахмовым при составлении проекта концепции муниципального контроля, который был передан в профильные органы государственной власти и вошел составной частью в комплексное исследование муниципального контроля.

Полные сводные результаты анкетирования

Проект концепции муниципального контроля