В документе отмечается, что по прошествии 17 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований. Необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях вызвана и неоднозначной в силу несовершенства действующих федеральных норм, разграничивающих компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере административной ответственности практикой формирования и применения регионального законодательства об административной ответственности.

В частности, предполагается, что к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, 6 обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами. Реализация данного подхода к разграничению полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях должна сопровождаться одновременным совершенствованием Особенной части КоАП, предполагающим включение в нее составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения правил и норм, предусмотренных как законами Российской Федерации и ее субъектов, так и муниципальными нормативными правовыми актами. В новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства.

В целом, нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям реформы контрольно-надзорной деятельности, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний. Так, структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности.

Поскольку в Особенной части нового КоАП предлагается предусмотреть составы правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения правил и норм, предусмотренных как законами Российской Федерации и ее субъектов, так и муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующими административно-юрисдикционными полномочиями должны быть наделены должностные лица как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления. При этом должен быть определен алгоритм совместной деятельности названных субъектов административной юрисдикции в указанной части.

В случаях, если должностные лица органов местного самоуправления будут наделяться передаваемыми органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП или законом субъекта Российской Федерации, перечни таких должностных лиц должны будут устанавливаться муниципальными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, когда в соответствии с законом такие перечни устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также следует наделить правом по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, определять виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, должны отбывать обязательные работы.

Учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.

Ознакомиться с Концепцией можно на сайте Правительства России в разделе «Новости» http://static.government.ru/media/files/KVhRVrFpSydJQShBIwlAY7khO7NAt9EL.pdf